доцент писал(а):провод к аккамулятору ... минус с обоих сторон к кузову.
теоретически это абсолютно противоречит логике, потому что минус НЕЛЬЗЯ подключать к кузову (ибо кузов это противовес антенны и по нему не должен течь ток питания рации!), а только к минусу аккумулятора, но все же на практике именно такой вариант часто "лечит" рацию от шумов и помех (видимо имеется еще приличная зависимость от типа кузова и антенны).
Прошу прощения, но как раз теоретически, да и практически, что подтверждает Ваша последняя фраза про "лечит" именно так и нужно поступать, т.е. подключать минус к массе самым коротким и Толстым проводом
. Рассмотрим физику процесса:
Всем из курса физики понятно, что токи высокой частоты, распределяются по поверхности подчиняясь скин-эффекту , а их "погружение" в проводник подчиняется простейшей формуле 1/ на корень из произведения числа пи, на магнитную проницаемость вакуума, на относительную магнитную проницаемость (безразмерная), на проводимость материала, (выраженной в Ом ^-1х м^-1), на частоту переменного тока. Из формулы понятна зависимость от частоты, ибо остальные коэффициенты предельно малы и могут игнорироваться. Получается, что Чем выше частота тока, тем меньше глубина проникновения. Увеличение частоты тока в два раза повлечет за собой уменьшение глубины проникновения в корень квадратный из двух. Если частота тока увеличится в 10 раз, то, соответственно, глубина проникновения уменьшится в корень из 10 раз.
Для постоянного тока, протекающего в материале, кузове или проводнике справедлив первый закон Кирхгофа.Алгебраическая сумма сил токов для каждого узла в разветвленной цепи равна нулю.Это утверждение вытекает из условия стационарности постоянного тока или закона сохранения заряда.
Считается, что система из этих уравнений полностью описывает любую цепь постоянного тока.
Помня о законе Джоуля-Ленца, если проводник неподвижен и в нем нет химических реакций, то за счет этой работы электроны получают дополнительную кинетическую энергию, которую теряют при столкновении с атомами в узлах кристаллических решеток проводника, и проводник нагревается. Следует брать для подключения проводник с максимальным (без фанатизма) сечением для расчетного тока.
Применив закон Ома внутри проводника с током имеется электрическое поле.
Плотность постоянного тока по сечению проводника распределена не равномерно.
Таким образом, в общем случае вопрос о напряженности электрического поля и плотности постоянного тока внутри толстых проводников является сложным. Распределение плотности тока по сечению зависит от ряда факторов и, в частности, от формы проводника. О напряженности поля вблизи поверхности проводника можно высказать более определенные суждения. Вблизи поверхности как напряженность поля , так и плотность тока направлены касательно к поверхности. Вектор внутри проводника направлен вдоль тока. Снаружи от проводника должно быть такое же поле, как и внутри, поскольку, если поле потенциально, то его циркуляция по замкнутому контуру должна быть = 0.
Посему, отсюда и следует вывод, что никаким образом токи высокой частоты и результирующее поле, созданное им, в схеме АФТ, и низкочастотные токи питания, результирующая которых в поле равна нулю мешать передаче не будут, а вот снизят потенциальные наводки другого оборудования, поскольку будут находится в единой, замкнутой системе питания, разветвлённой системы, где см выше З-н Кирхгофа. В то же время, подключение питания рации напрямую к минусу привнесёт отдельную цепь, со своими токами и наводками. Вот почему, напрямую минимальным минусом следует запитать рацию к кузову, объеденив два контура в один.
Простите за много букаф, как понимал, так объяснил. Формулы и прочую требуху, найдёте в интернете, кто школьную физику забыл. Я старался обьяснить "на пальцах".