Сигнал Mayday используется в любых ситуациях, которые представляют непосредственную опасность для жизни людей. К таким ситуациям относятся, например, взрыв, пожар, неминуемая угроза затопления судна и т. п. На морском судне он может быть передан только по распоряжению капитана. В ситуациях, которые не несут угрозу жизни используются другие сигналы.
Mayday может быть передан на любой частоте. Однако, существуют частоты, специально предназначенные для передачи сигналов бедствия. Морские спасательные службы и службы управления воздушным движением постоянно прослушивают эти частоты и обычная радиосвязь на них запрещена, поэтому вероятность того, что сигнал будет принят, выше. На море для этих целей используются частоты 2182 кГц и 156,8 МГц, в авиации — 121,5 МГц. Если спасательные службы не подтвердили приём сигнала Mayday, любой кто его слышал должен повторить его; таким образом, может быть обеспечена помощь тем судам, которые находятся вне пределов прямой радиосвязи со спасательными службами.
С 1 января 2005 г. также используется частота 406,025 МГц.
Передача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением. Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.