SVS1 » 12 окт 2011, 09:32
Измерение напряжения или мощности с помощью проходного КСВ-метра не что иное, как измерение амплитуд прямой и обратной волн направленными ответвителями. Т.е. очень даже точно и полезно. Если ответвитель достаточно хороший, точность измерений получается лучше, чем при прямых измерениях.
Следует отметить, что даже ответвителем все же не стоит проводить измерения при совсем плохих КСВ. Иначе из-за нелинейных эффектов и перегрева меняется режим работы УМ и измерения просто будут несоответствовать случаю нормальных КСВ.
Обычный способ измерения - осцилллографом, вольтметром, показывает сумму обеих составляющих и хорош для оценки действующего напряжения на нагрузке. Это полезно, если нагрузка известна точно, но если неизвестна - толку в таких измерениях мало. Для оценки мощности и при остутствии отраженной волны, т.е. при применении эталонных нагрузок с малым КСВ, метод вполне применим.
При использовании продающихся простеньких P,КСВ-метров предварительно следует побеспокоиться об их калибровке. Недавно наблюдал один такой (не самый дешевый) в уважаемой организации, который врал почти в полтора раза. Ну "индикатор" он по классификации, что с него взять.
Также следует обратить внимание на линейность шкал КСВ-метра. Дело в том, что обычно напряжение в ответвителе (в простых КСВ-метрах - на диодах) раз в 10 меньше, чем в измеряемой цепи. Т.е. проблемы нелинейности начнутся при мощностях на нагрузку 4-5 Вт.
Откалибровать КСВ достаточно просто с помощью хорошо согласованной нагрузки и осциллографа.
Кстати, по этой же причине простые КСВ метры, откалиброванные на КСВ 2, на чуть лучше согласованной нагрузке могут показывать "отличный" КСВ, приближающийся к единице, при реальном значении лишь 1.2-1.4.
Хотел бы отметить ещё один источник довольно серьёзных погрешностей при измерении обоими методами. Дело в том, что часто УМ далеко не линейные усилители и выдают большие величины гармоник (иногда до 30%). Конечно, это относится в первую очередь к автомобильным УМ, у которых практически отсутствуют могучие П-контура - фильтры на выходах.
В таких случаях на согласованной нагрузке показания будут просто увеличены на величину коэф.гармоник. А для несогласованной нагрузки, или нагрузки, согласованной лишь в узкой полосе (антенна) измерения могут давать ошибку, двойную по отношению к коэфф.гармоник.
В таких случаях очень полезно пользоваться фильтрами в измерительном тракте, а еще лучше пользоваться анализатором спектра.