Методика замера КСВ при помощи типового КСВ-метра

Информация, помощь в вопросах, советы, подсказки и т.д.

Методика замера КСВ при помощи типового КСВ-метра

Сообщение Barracuda » 19 ноя 2010, 20:58

Точное определение термина "КСВ" можно посмотреть в "словаре".
"По сути" КСВ определяет эффективность антенны на определенном отрезке частот и нагрузку на выходной каскад станции.
Для нас высокие значения КСВ опасны в первую очередь тем, что при эксплуатации усилителя при значении КСВ > 2 возникает перегруз выходного каскада. Это приводит к выходу из строя главных транзисторов, замена которых - процедура весьма дорогая.
Идеальное значение КСВ= 1.1. И называется оно "точкой резонанса антенны".

Замерив КСВ антенны в нескольких сетка, можно оценить реальную "полосу пропускания антенны".

Техника проведения измерений.

КСВ метр подключается "вразрыв" между станцией и антенной. При этом на автомобиле лучше мерить КСВ всего антенно-фидерного тракта, а не антенну в отдельности. Так можно выявить "непропай" разъемов и индукцию кабеля.

Для измерения удобнее "встать" в центральную сетку в 15й канал. Станцию нужно переключить в FM режим, измеритель в режим "КАЛИБРОВКА" и удерживая кнопку PTT откалибровать измеритель. Стрелка должна быть точно напротив деления шкалы CAL.
Отпустите кнопку и переключите измеритель в режим SWR. Нажмите кнопку PTT и стрелка покажет значение КСВ в ДАННОЙ сетке на ДАННОЙ частоте.
Теперь нужно повторить измерение КСВ на 15-м канале во всех доступных сетках. При этом калибровать измеритель надо каждый раз заново.
В результате вы получите ряд цифр показывающих работу вашей антенны.

Приведем пример:
Станция MJ-600+. В ней пять сеток. A B C D E F

Допустим у вас получилась следующая таблица.

Сетка Значение КСВ
A 1,7
B 1,5
C 1,3
D 1,2
E 1,3
F 1,5

Из этого следует, что антенна имеет максимальную эффективность в сетке D. В других сетках КСВ так же в пределах нормы. Во всех сетках можно спокойно работать с усилителем. Ваша антенна достаточно "широкополосна".

Но бывают и следующие ситуации.

Сетка Значение КСВ
A 1,3
B 1,2
C 1,1
D 1,3
E 1,4
F 1,7

В этом случае антенна лучше настроена на более "длинную волну". Если вам нужна максимальная эффективность антенны в сетке D, антенну нужно укоротить. Так как в сетке D длинна волны короче, чем в сетке C.
Нужно отрезать (отпилить) он кончика антенны приблизительно 1 см. И повторить замер на нужной вам частоте.
Причем, до того как резать штырь, нужно убедиться, что он максимально утоплен в катушку. И если вы "ошиблись", то сможете компенсировать недостаток длинны.

Как правило антенны продаются, чуть длиннее. То есть "из коробки" они настроены на сетку "B". Но, повторюсь, не всегда.


Проблемы при настройке антенны.

КСВ антенны везде > 5:

Скорее всего плохая масса, т.е контакт антенны с установочной поверхностью.

КСВ антенны не опускается ниже 2,5 во всех сетках:
Недостаточная "масса". Так бывает при установке на мотоциклы, снегоходы, дуги багажников.

КСВ антенны бесконечность:
Обрыв катушки или отсутствует контакт в фидере.

При замере антенна как бы "короче" чем нужно. Требуется удлинить для получения резонанса:
Плохая "масса"

Под массой надо понимать не традиционное наличие "минуса" в точке установке, а наличие "электромагнитного противовеса" антенны, которым часто является крыша автомобиля.
Позывной: "Барракуда"
Все будет так, как я хочу. Рано или поздно, так или иначе...
Аватара пользователя
Barracuda
Я тут вообще не причем...
 
Сообщения: 1538
Зарегистрирован: 14 ноя 2010, 19:07
Откуда: Москва и МО
Имя: Алексей

Вернуться в Советы бывалого радиолюбителя

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron