Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Дикий Кот » 05 июн 2012, 01:04

Озаботившись установкой "помощника" в машину, решил перетрясти и антенное хозяйство, попутно пытаясь вытянуть из него максимум возможностей. В частности, попробовать максимально точно настроить антенну. Для того чтобы видеть на антенном анализаторе параметры самой антенны она была подключена настроенным кабелем (частота настройки 27200кГц). Мне повезло и как раз получившейся длины мне идеально хватило для прокладки от антенны до выхода помощника *OK* .
Результат первого замера:
ИзображениеИзображение
Видно что точка резонанса (где реактивное сопротивление минимально) не совпадает с точкой минимума КСВ и находится значительно ниже по частоте. В точке резонанса активное сопротивление антенны отличается от идеальных 50Ом в бОльшую сторону. К тому же реактивная составляющая всё время имеет индуктивный характер и нигде не становится равной нулю, просто имеет минимум.
Пробуем укоротить штырь антенны (для этого был сделан из проволоки и тонкой трубки составной штырь) и получаем:
ИзображениеИзображение
Точка резонанса совпала с точкой минимума КСВ только на частоте выше 29МГц, что совершенно никуда не годится.
Однако, так как в антенне применена автотрансформаторная схема согласования, то можно попробовать подогнать активное сопротивление в точке резонанса возможно ближе к 50Омам. Сделать это можно меняя точку подключения центральной жилы кабеля. Для конструктива антенны Turbo-2001 это означает изменение числа витков нижней катушки. При помощи верхней катушки, сдвигая и раздвигая её витки изменяем резонансную частоту антенны если резонанса на нужной частоте не удаётся добиться выдвиганием/вдвиганием штыря (реально двигать витки приходилось совсем ненамного).
Достать катушку из корпуса оказалось не самой лёгкой задачей, катушка залита термоклеем. Но после небольшого подогрева феном всё получилось. Штатно катушка состоит из 6 витков. Первым этапом катушка была укорочена на 1 виток, в результате ситуация только ухудшилась (картинки не привожу, потому как даже сохранять поначалу не стал). Затем намотал новую катушку, но длиннее штатной на 1 виток. Результат стал получше:
ИзображениеИзображение
Но всё равно активное сопротивление в точке резонанса великовато. А потому добавляем ещё один виток:
ИзображениеИзображение
Прямо-таки совсем хорошо. Резонансная частота 27180кГц, КСВ на резонансной частоте 1,04, что неудивительно - активная составляющая сопротивления 52,2Ом.
Ради интереса добавляем ещё один виток:
ИзображениеИзображение
Ничуть не хуже, даже в чём-то лучше. Минимальный КСВ получается при резонансе на частоте 27315кГц и равен он 1,01 (ещё бы! При активном то сопротивлении 50,4Ом). Правда, имеет место некоторая перекомпенсация - при настройке антенны в резонанс на частоту пониже активное сопротивление падает ниже 50Ом и КСВ достаточно резко возрастает.
В результате пока остановился на 8 витках. Дело в том, что при движении характеристики антенны изменяются и как правило резонансная частота повышается. К тому же есть ещё менее предсказуемое влияние окружающих предметов, причём они влияют не только на резонансную частоту, но и на активную составляющую сопротивления антенны. Мало того - это влияние связано с эффективностью антенны - чем выше эффективность, тем больше влияние (например, T3-27 в радиусе далее метра уже почти всё пофигу, а Турбо-2001 на нормальной массе может "чувствовать" грузовик на расстоянии метра в три) . Проверено в разных условиях, в том числе на ходу при помощи анализатора. И пока что набираю статистику для 8 витков в нижней катушке. Затем буду пробовать набрать для 9, если что-то в работе антенны не будет устраивать.
В заключение немного к вопросу влияния окружающих предметов. Один из "тяжёлых случаев" - к машине цепляется прицеп. В моём случае это внушительных размеров телега с тентом на металлическом каркасе (длина кузова прицепа 2,5м, высота тента 1м, то есть верх тента примерно на уровне крыши авто). Настройки антенны не трогал. Результат для 8 витков в нижней катушке:
ИзображениеИзображение
Резонанс уже на частоте 26230кГц, активное сопротивление почти 66Ом. Минимум КСВ на частоте 26760кГц и то уже 1,16. Криминала, конечно, никакого, но влияние очевидно.
Вообще, по уровню КСВ < 2 во всех вариантах антенна вполне работоспособна в рамках CB-диапазона (доработанная даже по КСВ < 1,5 вполне укладывается в диапазон). Насколько эффективны описанные доработки, касающиеся нижней катушки, сказать сложно, покажет практика работы в эфире. Скорее всего, конечно, это "ловля блох".
Совет желающим повторить: без анализатора нижнюю катушку лучше не трогать, неизвестно что лучше делать в Вашем случае, может быть вообще придётся её укорачивать, производитель скорее всего выбрал число витков исходя из "средней температуры по больнице", что на самом деле не так уж и плохо.
MJ600+KL-500+Turbo2001 на машине, куча разного барахла + Sirio2008 (пока на 11м) на базе, и 3 портативки.
Аватара пользователя
Дикий Кот
Немного понимающий
 
Сообщения: 316
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 18:30
Откуда: Люберцы
Имя: Илья
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R2DAQ

Re: Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Tушкан » 05 июн 2012, 14:55

Как установленна антенна? Какой автомобиль?
Ни разу на lemm 2001 не уходил КСВ за центральную сетку, если штырь родной и антенна правильно установлена.
Проверенно неоднократно.
Возможен косяк с установкой.
Гадаю на антенном анализаторе, расскажу что было, что будет, чем сердце успокоится.
Аватара пользователя
Tушкан
"директор" канала
 
Сообщения: 3327
Зарегистрирован: 14 ноя 2010, 21:09
Откуда: Москва ЮЗАО.
Имя: Алексей
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R3BBO

Re: Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Дикий Кот » 05 июн 2012, 16:00

А минимум КСВ, в принципе, за центральную сетку и не ушёл, просто для первого замера не особо старался (только потом решил задокументировать, а до этого наэкспериментировался вдоволь), а так минимум КСВ получить на частоте 27200кГц вполне возможно, только этот минимум будет при определённой реактивной составляющей сопротивления и будет составлять где-нибудь 1,2-1,4 (это по анализатору, а простенький прибор будет показывать чуть ли не единицу). Речь здесь идёт о несовпадении точки резонанса (отсутствие реактивной составляющей) и точки минимума КСВ (КСВ в точке резонанса великоват по причине отличия активной составляющей сопротивления от 50Ом).
Автомобиль Mitsubishi Lancer IX универсал, антенна установлена на кронштейне, который закреплён в водостоке, контакт с массой хороший. Точка установки - слева, ближе к задней части авто (хотел ближе к междверной стойке, там тоже скоба есть, но на ходу неприятно завывает). Штырь по идее должен быть родной, антенну покупал новую.
По связи на данный момент претензий к антенне нет.
MJ600+KL-500+Turbo2001 на машине, куча разного барахла + Sirio2008 (пока на 11м) на базе, и 3 портативки.
Аватара пользователя
Дикий Кот
Немного понимающий
 
Сообщения: 316
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 18:30
Откуда: Люберцы
Имя: Илья
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R2DAQ

Re: Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Tушкан » 05 июн 2012, 16:13

Дикий Кот писал(а):.....антенна установлена на кронштейне, который закреплён в водостоке, контакт с массой хороший......


Вот тут надо внимательно посмотреть.
Гадаю на антенном анализаторе, расскажу что было, что будет, чем сердце успокоится.
Аватара пользователя
Tушкан
"директор" канала
 
Сообщения: 3327
Зарегистрирован: 14 ноя 2010, 21:09
Откуда: Москва ЮЗАО.
Имя: Алексей
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R3BBO

Re: Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Дикий Кот » 05 июн 2012, 16:15

Это было проверено в первую очередь.
А, кстати, есть подобные графики с другого варианта установки Турбы?
MJ600+KL-500+Turbo2001 на машине, куча разного барахла + Sirio2008 (пока на 11м) на базе, и 3 портативки.
Аватара пользователя
Дикий Кот
Немного понимающий
 
Сообщения: 316
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 18:30
Откуда: Люберцы
Имя: Илья
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R2DAQ

Re: Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Tушкан » 05 июн 2012, 16:18

На нормальный кронштейн турбо 2001 встает на 27.200 примерно в 1.1 небольшой разбег есть. Графики ни к чему.
Гадаю на антенном анализаторе, расскажу что было, что будет, чем сердце успокоится.
Аватара пользователя
Tушкан
"директор" канала
 
Сообщения: 3327
Зарегистрирован: 14 ноя 2010, 21:09
Откуда: Москва ЮЗАО.
Имя: Алексей
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R3BBO

Re: Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Дикий Кот » 05 июн 2012, 16:26

То есть на 27200 штатно вытягивается резонанс (X=0) и R при этом близко к 50Ом? Замер на открытом месте (минимум 15м до ближайшего препятствия)?
Близко к деревьям (метров 4-5) у меня со штатной катушкой можно было и 1,01 получить, но только на открытое место выедешь - и всё сдвигается к первым графикам.
MJ600+KL-500+Turbo2001 на машине, куча разного барахла + Sirio2008 (пока на 11м) на базе, и 3 портативки.
Аватара пользователя
Дикий Кот
Немного понимающий
 
Сообщения: 316
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 18:30
Откуда: Люберцы
Имя: Илья
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R2DAQ

Re: Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Tушкан » 05 июн 2012, 16:38

Дикий Кот писал(а): То есть на 27200 штатно вытягивается резонанс (X=0) и R при этом близко к 50Ом? Замер на открытом месте (минимум 15м до ближайшего препятствия)?


Во дворе, рядом машины и деревья. На уровне 6 этажа натянуты провода. Измерял AA-520.

Дикий Кот писал(а): Близко к деревьям (метров 4-5) у меня со штатной катушкой можно было и 1,01 получить, но только на открытое место выедешь - и всё сдвигается к первым графикам.


Вот, именно что
на открытое место выедешь

говорит о плохой массе. Покачалась антеннка, контакт изменился, резонанс ушел. А по настройке простым КСВметром все наоборот, если в городе настроил КСВ 1,3 - 1,5, то в чистом поле будет 1,1, тоже неоднократно доказано. По этому когдазамер происходит грязный, то делаю сноску на эту погрешность.
Гадаю на антенном анализаторе, расскажу что было, что будет, чем сердце успокоится.
Аватара пользователя
Tушкан
"директор" канала
 
Сообщения: 3327
Зарегистрирован: 14 ноя 2010, 21:09
Откуда: Москва ЮЗАО.
Имя: Алексей
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R3BBO

Re: Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Дикий Кот » 05 июн 2012, 16:53

Провода на уровне 6 этажа не влияют. А деревья на малом расстоянии влияют весьма сильно. Двор видел, вчера разминулись буквально на несколько минут - Бегемот ещё не уехал после замера и я к нему подрулил, примерно в таких условиях (по расстоянию до веток деревьев) я 1,05-1,1 со штатной катушкой и получал.
Если бы от качания антенны масса пропадала, то глюки продолжал бы и в чистом поле ловить (сталкивался с таким раньше, после московской соли и не такое может быть). При пропадании массы на Турбе КСВ неплохо подскакивает.
Да и как ещё проверять массу если она подсоединена через сам кронштейн (а больше и не через чего) и на кузов звонится с погрешностью прибора?
MJ600+KL-500+Turbo2001 на машине, куча разного барахла + Sirio2008 (пока на 11м) на базе, и 3 портативки.
Аватара пользователя
Дикий Кот
Немного понимающий
 
Сообщения: 316
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 18:30
Откуда: Люберцы
Имя: Илья
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R2DAQ

Re: Несколько экспериментов с Lemm Turbo-2001

Сообщение Tушкан » 05 июн 2012, 17:10

Масса должна быть "радийная" а не электрическая.
Гадаю на антенном анализаторе, расскажу что было, что будет, чем сердце успокоится.
Аватара пользователя
Tушкан
"директор" канала
 
Сообщения: 3327
Зарегистрирован: 14 ноя 2010, 21:09
Откуда: Москва ЮЗАО.
Имя: Алексей
Официальный РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ позывной: R3BBO

След.

Вернуться в Обсуждение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron