Озаботившись установкой "помощника" в машину, решил перетрясти и антенное хозяйство, попутно пытаясь вытянуть из него максимум возможностей. В частности, попробовать максимально точно настроить антенну. Для того чтобы видеть на антенном анализаторе параметры самой антенны она была подключена настроенным кабелем (частота настройки 27200кГц). Мне повезло и как раз получившейся длины мне идеально хватило для прокладки от антенны до выхода помощника .
Результат первого замера:
Видно что точка резонанса (где реактивное сопротивление минимально) не совпадает с точкой минимума КСВ и находится значительно ниже по частоте. В точке резонанса активное сопротивление антенны отличается от идеальных 50Ом в бОльшую сторону. К тому же реактивная составляющая всё время имеет индуктивный характер и нигде не становится равной нулю, просто имеет минимум.
Пробуем укоротить штырь антенны (для этого был сделан из проволоки и тонкой трубки составной штырь) и получаем:
Точка резонанса совпала с точкой минимума КСВ только на частоте выше 29МГц, что совершенно никуда не годится.
Однако, так как в антенне применена автотрансформаторная схема согласования, то можно попробовать подогнать активное сопротивление в точке резонанса возможно ближе к 50Омам. Сделать это можно меняя точку подключения центральной жилы кабеля. Для конструктива антенны Turbo-2001 это означает изменение числа витков нижней катушки. При помощи верхней катушки, сдвигая и раздвигая её витки изменяем резонансную частоту антенны если резонанса на нужной частоте не удаётся добиться выдвиганием/вдвиганием штыря (реально двигать витки приходилось совсем ненамного).
Достать катушку из корпуса оказалось не самой лёгкой задачей, катушка залита термоклеем. Но после небольшого подогрева феном всё получилось. Штатно катушка состоит из 6 витков. Первым этапом катушка была укорочена на 1 виток, в результате ситуация только ухудшилась (картинки не привожу, потому как даже сохранять поначалу не стал). Затем намотал новую катушку, но длиннее штатной на 1 виток. Результат стал получше:
Но всё равно активное сопротивление в точке резонанса великовато. А потому добавляем ещё один виток:
Прямо-таки совсем хорошо. Резонансная частота 27180кГц, КСВ на резонансной частоте 1,04, что неудивительно - активная составляющая сопротивления 52,2Ом.
Ради интереса добавляем ещё один виток:
Ничуть не хуже, даже в чём-то лучше. Минимальный КСВ получается при резонансе на частоте 27315кГц и равен он 1,01 (ещё бы! При активном то сопротивлении 50,4Ом). Правда, имеет место некоторая перекомпенсация - при настройке антенны в резонанс на частоту пониже активное сопротивление падает ниже 50Ом и КСВ достаточно резко возрастает.
В результате пока остановился на 8 витках. Дело в том, что при движении характеристики антенны изменяются и как правило резонансная частота повышается. К тому же есть ещё менее предсказуемое влияние окружающих предметов, причём они влияют не только на резонансную частоту, но и на активную составляющую сопротивления антенны. Мало того - это влияние связано с эффективностью антенны - чем выше эффективность, тем больше влияние (например, T3-27 в радиусе далее метра уже почти всё пофигу, а Турбо-2001 на нормальной массе может "чувствовать" грузовик на расстоянии метра в три) . Проверено в разных условиях, в том числе на ходу при помощи анализатора. И пока что набираю статистику для 8 витков в нижней катушке. Затем буду пробовать набрать для 9, если что-то в работе антенны не будет устраивать.
В заключение немного к вопросу влияния окружающих предметов. Один из "тяжёлых случаев" - к машине цепляется прицеп. В моём случае это внушительных размеров телега с тентом на металлическом каркасе (длина кузова прицепа 2,5м, высота тента 1м, то есть верх тента примерно на уровне крыши авто). Настройки антенны не трогал. Результат для 8 витков в нижней катушке:
Резонанс уже на частоте 26230кГц, активное сопротивление почти 66Ом. Минимум КСВ на частоте 26760кГц и то уже 1,16. Криминала, конечно, никакого, но влияние очевидно.
Вообще, по уровню КСВ < 2 во всех вариантах антенна вполне работоспособна в рамках CB-диапазона (доработанная даже по КСВ < 1,5 вполне укладывается в диапазон). Насколько эффективны описанные доработки, касающиеся нижней катушки, сказать сложно, покажет практика работы в эфире. Скорее всего, конечно, это "ловля блох".
Совет желающим повторить: без анализатора нижнюю катушку лучше не трогать, неизвестно что лучше делать в Вашем случае, может быть вообще придётся её укорачивать, производитель скорее всего выбрал число витков исходя из "средней температуры по больнице", что на самом деле не так уж и плохо.