Модуляция. Шумоподавитель. Тангента.
Большое спасибо за поддержку моих начинаний!
Продолжаю излагать свои рекомендации по доработке радиостанции MegaJet MJ-555.
После снятия обеих крышек корпуса радиостанции, вот что нам открылось:
В целом монтаж радиокомпонентов сделан достаточно аккуратно. Ложку дегтя внес черный проводок припаянный на «соплях» на одной из сторон платы. Этот казус тут же был исправлен.
При анализе платы выяснилось, что выходные каскады передатчика, УНЧ, смесители, синтезатор и детекторы построены на таких же компонентах как и в других моделях раций MegaJet. Это вселило надежду, что при доводке радиостанции мы сможем воспользоваться уже отработанными технологиями.
Теперь о самом вкусном. Как же работает станция на передачу и прием в том виде как мы ее получили с завода изготовителя? Первый выход в эфир в FM на 25 канале показал, что как и другие MegaJet-ы она имеет глуховатую модуляцию. Решить эту проблему удалоcь разобрав станцию и отрегулировав девиацию. Назначение всех подстроечных резисторов подписаны на плате. Резистор DEV (на картинке справа) изначально был полностью выкручен влево на 7 часов. Его поворот на 3 часа дал звонкую раскаченную модуляцию, даже слишком высокочастотную. Однако, ряд корреспондентов с машин в 17 канале стал отмечать захлопывание автомата шумодава своих радиостанций. Пришлось немного вернуть регулятор назад на 2 часа. После этих манипуляций все отметили пробивную модуляцию станции, чем то напоминающую Icom-скую.
Первым делом было решено настроить шумодав в ручном режиме. Для этого станция была переведена в ручной режим шумодава, при этом антенна (базовая Sirio 2008) от нее не отключалась, а настройка производилась на свободном канале в режиме DX. В соответствующем меню был настроен уровень, при котором шумодав открывался. У меня получилась цифра «10» из возможных от «0» до «15». Т.е. от «0» до «10» шумодав всегда был открыт, а от «10» до «15» он скачкообразно наглухо закрывался, что соответствует максимально затянутому шумодаву.
Вращая подстроечник слева от уже нам известного подстроечника DEV и постепенно уменьшая цифровую настройку значения шумодава, добился того, что он стал открываться на «5». В машине это значение оказалось равным «2». Все-таки база больше собирает шумов из эфира. При такой настройке шумодав в ручном режиме стал работать намного адекватнее.
Далее приступаем к настройке автоматического шумодава. Отключаем антенну. Находим микросхему МС 3361 (буквы любые) и измеряем напряжение на ее 12-ой ножке относительно общего провода или корпуса.
Общий вид на плате:
Вот она - МС 3361, от точки в левом углу корпуса микросхемы начинаем отсчет ножек против часовой стрелки:
У меня получилось значение U=1.137 В. Это не есть хорошо. Шумодав затянут. Оптимально оно должно лежать в пределах значений от 1 до 1.1 В.
Но мы не расстраиваемся. Оказалось, что производители радиостанции позаботились о нас. Если раньше в MegaJet-ах приходилось выпаивать и заменять соответствующее сопротивление, отвечающее за напряжение на этой ножке МС, которое еще было и очень маленького размера, то теперь достаточно поработать с подстроеником (на картинке слева от верхнего кварца):
Буквально немного сдвинув его по часовой стрелке, напряжение на 12-ой ножке МС 3361 оказалось U=1.064 В. ПРЕВОСХОДНО!!!
Дальнейшая проверка в эфире показала прекрасную работу шумодава в автомате. Корреспонденты со слабым, но разборчивым сигналом стали нормально проходить, а шумы эфира четко обрезаться.
Ну что, осталось собрать станцию и поставить ее в машину. Ан нет, наши руки сами потянулись к тангенте, чтобы ее разобрать и посмотреть, как она устроена, и что тут можно доработать.
В целом все нормально. Единственное, что я сделал, так это посадил на стопорную шайбу шуруп, которым притянут держатель на обратной стороне тангенты. После двух дней эксплуатации он банально открутился. Кроме того, вклеил в углубление на термоклей шайбу для утяжеления тангенты, как это обычно делают именитые производители типа Yaesu и др. Теперь тангента более весомо лежит в руке. По крайней мере мне так удобнее после работы на Yaesu FT-450 и Yaesu FT-897.
Последним штрихом стала наклейка двустороннего скотча на заднюю крышку тангенты и на крышку динамика, чтобы ликвидировать возникновения резонанса корпусных деталей при воспроизведении звука динамиком.
Для тех кому необходим динамик только в тангенте, предлагаю два варианта решения вопроса его отключения. Либо сняв крышку с динамиком , выдернуть его разъем из платы, либо вставив штекер-пустышку в разъем для подключения внешнего динамика. Второй вариант удобнее, т.к позволяет при необходимости одним движением руки включить динамик вновь.
После всех доработок станция займет достойное место в моем «Пепелаце». Фотки с ее размещением выложу позже. Прошу извинить меня, если при изложении были допущены ошибки. Очень торопился по просьбам друзей авто- и радиолюбителей. До связи! 73.