Итак, встречаем новинку 2011 года, компактную автомобильную радиостанция MegaJet MJ-555 Си-Би диапазона (27 МГц).
Особенности рации MegaJet MJ-555 по паспорту:
Тангента с ЖК дисплеем и функциональными кнопками
В комплекте удлиняющий кабель для тангенты (2 м)
Мощность 10 Вт (представленный экземпляр во время замеров выдал 12 Вт)
Каналы памяти - 240R+240E, работа в "дырках", ( 6 сеток: -E,A,B,C,D,E )
Возможность работы в Российской частотной сетке (сдвиг на 5 кГц)
Автоматический шумоподавитель
4 канала памяти
Сигнал окончания передачи (Roger beep)
Приоритетное сканирование
Блокировка кнопок
Таймер ограничения передачи (ТОТ)
Динамик - 8 Ом, 2 Вт, 56 мм
Чувствительность - 0,15 мкВ FM / 0.17 мкВ AM (10 дБ SINAD)
Чувствительность автоматического шумоподавителя (ASQ) - 0.56 мкВ
Система тонового кодирования CTCSS
Уход частоты 30 Гц
Коэффициент гармоник - 1,8%
Радиостанция работает в диапазоне от 25,615 до 28,305 МГц, который включает 240 каналов ( 6 сеток: -E,A,B,C,D,E ), возможна работа в Российской и Европейской частотных сетках ( "в нулях" и "пятерках"). Переключение не требует сложных манипуляций с кнопками и перезагрузкой станции и производится нажатием с удержанием всего лишь одной кнопки без выключения аппарата.
На основном блоке радиостанции расположены только - динамик, разъем для антенны, внешнего динамика и тангенты. Динамик MegaJet MJ-555 имеет увеличенную мощность - 2 Вт, также возможно подключение внешнего громкоговорителя со штекером 3.5 мм.
Все органы управления расположены на тангенте ( ЖК-экран, кнопки переключения каналов/шумоподавителя/громкости, функциональные клавиши ). В комплекте присутствует дополнительный кабель для тангенты длиной 2 метра, что в сочетании с компактными размерами, позволяет установить рацию даже в труднодоступные места.
Синтезатор частоты выполненный на отдельной микросхеме обеспечивает высокое качество связи. Приемник имеет два уровня чувствительности: высокий для связи с дальними корреспондентами (на экране горит индикатор DX ) и низкий – очень удобен в 15 канале, чтобы ограничить прием сигналов только от ближайших проходящих грузовиков. Изменение чувствительности осуществляется нажатием с удержанием кнопки [DX].
Теперь о первых впечатлениях от покупки. Порадовали упаковка и комплектация. Все аккуратно сложено в отдельные пакетики. Имеется подробная инструкция, но на английском языке. Сразу скажу, что в нее я заглянул всего пару раз, чтобы понять как активировать режим третьей функции той или иной кнопки (нажатие, нажатие с удержанием и нажатие после нажатия клавиши [F]) или сохранить в память частоту канала (всего имеется 4 ячейки).
Корпус станции выполнен из металла толщиной 1 мм с покрытием, тангента – из пластмассы. Ее кнопки прорезинены и приятны на ощупь. В сервисном меню, в которое попадаешь при нажатии одновременно [вкл.] и [MR DX] можно настроить четыре варианта подсветки: желтый, оранжевый, зеленый и без подсветки.
Как говорится на любой вкус и салон автомобиля.
Раз уж зашел разговор о сервисном меню, то отмечу, что в нем же можно включить/отключить писк кнопок при нажатии (отключил сразу, т.к. пищит очень громко и неприятно); включить/отключить ROGER BEEP; установить время ограничения работы на передачу в минутах (1,2,3,4) и время остановки на активном канале при сканировании от 5 до 15 сек.
В тангенте помимо микрофона есть свой динамик, который работает параллельно с основным. Неудобств в их одновременном прослушивании я не заметил. Мне даже показалось полезным такое размещение, т.к. при приеме слабых сигналов тангенту можно в крайнем случае поднести к уху как наушник.
Тангента с ее увеличенными размерами удобно ложится в руку. Показания индикатора легко читаются при ее размещении в районе руля на торпеде автомобиля. На нем отображаются: частота, номер канала, сетки, режимы работы приемника, модуляции, включенного тона и S-метр. О нем скажем отдельно. Символ антенны и трех рисок я бы отнес к разряду «показометров». Оценить с их помощью сигнал невозможно! В этом плане охаянный S-метр на Yaesu FT-857 или 897 – просто шедевр инженерной мысли.
Обратил внимание, что при работе на передачу индикатор запотевает от тепла выдыхаемого воздуха. Но это проявляется только в холодной машине. После прогрева салона и аппаратуры эффект пропадает.
Теперь о самом вкусном. Как же работает станция на передачу и прием в том виде как мы ее получили с завода изготовителя? Первый выход в эфир в FM на 25 канале показал, что как и другие MegaJet-ы она имеет глуховатую модуляцию. Решить эту проблему удалоcь разобрав станцию и отрегулировав девиацию. Назначение всех подстроечных резисторов подписаны на плате. Резистор DEV (на картинке справа) изначально был полностью выкручен влево на 7 часов. Его поворот на 3 часа дал звонкую раскаченную модуляцию, даже слишком высокочастотную. Однако, ряд корреспондентов с машин в 17 канале стал отмечать захлопывание автомата шумодава своих радиостанций. Пришлось немного вернуть регулятор назад на 2 часа. После этих манипуляций все отметили пробивную модуляцию станции, чем то напоминающую Icom-скую.
Подстроечник MOD, находящийся под проводами (на фото не видно) трогать не стал. Тесты в АМ режиме порадовали оптимистичными рапортами «дальнобоев». Они часто задавали вопрос, какую станцию использую, что так четко и громко слышно.
В режиме приема станция подбросила несколько сюрпризов. Автомат шумодава был сильно задушен. Последующие замеры вольтметром на соответствующей ножке микросхемы его управления ( 3361 BPL , 16 выводов) подтвердили мои предположения. Приходилось его отключать, чтобы услышать корреспондентов со слабым, но разборчивым сигналом. При этом обратил внимание, что и ручной шумодав работает как-то неадекватно. Чувствовалась некторая нелинейность его характеристики. Его работу тоже пришлось подправить. Но об этом позже. Глаза слипаются. Продолжение следует…